И так, что же это за дети? В полтора года они уже говорят «Я», в два года могут разговаривать, в три года они уже сидят за компьютером, в четыре года образуют свою собственную группу, вмешиваются в разговоры взрослых и говорят им, что те должны делать. Они обладают ошеломляю¬ще высоким самосознанием и говорят, например, о других детях: «Они не знают, кто я такой!» Часто они спонтанно вспоминают о прежних жизнях или говорят со своим Ангелом. Многие показывают одностороннюю, экстремальную одаренность: интеллектуально, технически, в искусстве, иногда даже социально. При тестировании они показывают коэффициент IQ выше среднего, где-то около 130. В общем, они обладают не только сильной целеустремленной волей, но и удивительной чувствительностью к душевным процессам своего окружения, прежде всего взрослых: родителей, воспитателей и учителей. Любая неправдивость и неидентичность не пройдет незамеченной и непременно приведет либо к молчаливому протесту, либо к взрыву разрушительной ярости. Обладая высоким чувством собственной значимости, они хотят, чтобы их уважали и обращались с ними как со взрослыми, полноценными личностями. У этих детей, поскольку им присущи самые разнообразные качества, можно встретить странные противоречия. Так, некоторые показывают глубокое сочувствие ко всем живым существам и сильно реагируют на жестокость и несправедливость. Другие проявляют удивительную мудрость или редкую рассудительность, а иногда даже бесчувствие. Однако все эти дети вначале должны развиться до действительно социально способных существ! В этом-то и проблема. Потому что для этого им нужна полная фантазии, требующая много терпе¬ния и чуткости помощь взрослых, от которых они ждут полного раскрытия сил личности, понимания, много любви и, прежде всего, последовательных действий, чтобы они сами научились действовать в рамках собственных возможностей. При этом гиперактивность или быстро меняющееся внимание является только одним из многих экстремальных признаков поведения, так что социально непереносимой становится не только совместная жизнь со взрослыми, но и отношения со сверстниками, и границы стираются до болезненного. Общим, однако, кажется существующее у многих раннее и сильное чувство собственного значения; американский педагог Роберт Окер попросил группу школьников записать важное событие из своей жизни. При обсуждении один восьмиклассник встал и самоуверенно спросил группу: «Знаете ли вы, какое самое важное событие было в последние сто лет?» Когда другие ответили, что нет, он прямодушно сказал: «Я!» Кто эти дети с их необычными, отчасти спиритуальными дарованиями? Американка психолог Нэнси Энн Тэпп обладает способностью видеть свойства и жизненные выражения людей как цветовые излучения. Когда к началу 80-х гг. все больше беспомощных родителей обращались к ней по поводу необычных свойств своих трудных детей, она заметила наряду с другими цветовыми нюансами в возрастающей мере преобладающий синий цвет индиго. Тем самым было найдено слово для определенного рода детей, которые явно привносят новые импульсы, новые свойства и манеры поведения в нашу определяемую техникой цивилизацию: дети индиго. С тех пор желанием многочисленных педагогов, психологов и врачей стало понять феномен этих детей также и со спиритуальной точки зрения. При этом они пытаются не только осознать, как с ними общаться и как можно им помочь, но и ответить на вопрос, из какого космического измерения они приходят и какой опыт эти души приносят на Землю. В поиске объяснений особенностей этих детей с точки зрения трансперсональной психологии, которая включает в себя и понятие реинкарнации, встает, например, вопрос, идет ли здесь речь о «молодых или старых душах», или из какой планетарной сферы они приносят определенные импульсы. - То есть, здесь мы сталкиваемся с большим количеством других экзистенциальных проблем и вопросов. В новом тысячелетии все эти дети оказываются в ситуации всемирно-исторического перелома, в которой им предстоит найти свое место со своими индивидуалистическими и отчасти спири-туальными задатками. Эта цивилизация также характеризуется высокой сосредоточенностью на собственном Я, но иного рода, чисто внешним образом. Как же они справляются с доминирующей материалистической массовой культурой? Они сталкиваются с воспитательной системой и цивилизацией, в которой живут еще старые иерархические структуры как большие препятствия на пути их индивидуального развития, и одновременно они подвергаются соблазнительным инспирациям, которые презентируют культуру будущего в упаковке высоких технологий! Какую роль они будут играть в этой драме изменения человечества, и как много зависит от нас, взрослых, чтобы все дети в этом новом тысячелетии смогли понять и справиться с теми задачами, с которыми они пришли?