Ибн аль-Фарид Абу Хафс Омар ибн Али ас-Сади (1181-1234) арабский суфийский поэт.
Родился в 1181 в Каире. Обучался шариату (исполнению закона). Позже обратился к суфизму, стал на путь тариката (путь мистического познания) и несколько лет провел в уединении на горе Мокаттам (под Каиром). Тонкий, печатлительный человек, Ибн аль-Фарид стремился достичь диалоги и состояния единения с Богом, Совершается священное соединение любящего с Возлюбленной, с Богом. Тема страстной любви, в которой любящий теряет свое "я", пронизывает всю поэму Ибн аль-Фарида. В поэме показаны стадии единения - махаббат (любовь) и марифат (познание, когда суфий познает сердцем единство Вселенной в Боге. Достигший этой стадии суфий называется "арифом"(познавший). Последняя ступень - хакикат (истина) является завершающей: суфий достигает полной истины, т.е. "соединяется" с божеством, находится в непосредственном общении с ним, созерцает его и полностью растворяется в нем (фана). Абу ибн аль-Фарид - уникальное явление в мировой поэзии, психологии и эзотерике. "Большая таыйя" - поэма, в которой впервые в поэтической форме переданы переживания и этапы духовного пути человека становящегося святым (есть еще, конечно "Исповедь" Блаженного Августина, но это все-таки ближе к прозе). Поэма считается учебным суфийским текстом.
*********************************
Глаза поили душу красотой... О, Мирозданья кубок золотой!
И я пьянел от сполоха огней, От звона чаш и радости друзей.
Чтоб охмелеть, не надо мне вина — Я напоён сверканьем допьяна.
Любовь моя, я лишь тобою пьян, Весь мир расплылся, спрятался в туман,
Я сам исчез, и только ты одна Моим глазам, глядящим внутрь, видна.
Так, полный солнцем кубок пригубя, Себя забыв, я нахожу тебя.
Когда ж, опомнясь, вижу вновь черты Земного мира, — исчезаешь ты.
И я взмолился: подари меня Единым взглядом здесь, при свете дня,
Пока я жив, пока не залила Сознанье мне сияющая мгла.
О, появись или сквозь зыбкий мрак Из глубины подай мне тайный знак!
Пусть прозвучит твой голос, пусть в ответ Моим мольбам раздастся только: «Нет!»
Скажи, как говорила ты другим: «Мой лик земным глазам неразличим».
Ведь некогда раскрыла ты уста, Лишь для меня замкнулась немота.
О, если б так Синай затосковал, В горах бы гулкий прогремел обвал,
И если б было столько слёзных рек, То, верно б, Ноев затонул ковчег!
В моей груди огонь с горы Хорив Внезапно вспыхнул, сердце озарив.
И если б не неистовство огня, То слёзы затопили бы меня,
А если бы не слёз моих поток, Огонь священный грудь бы мне прожёг.
Не испытал Иаков ничего В сравненье с болью сердца моего,
И все страданья Иова — ручей, Текущий в море горести моей.
Когда бы стон мой услыхал Аллах, Наверно б, лик свой он склонил в слезах.
О, каравана добрый проводник, Услышь вдали затерянного крик!
Вокруг пустыня. Жаждою томим, Я словно разлучён с собой самим.
Мой рот молчит, душа моя нема, Но боль горит и говорит сама.
И только духу внятен тот язык — Тот бессловесный и беззвучный крик.
Земная даль — пустующий чертог, Куда он вольно изливаться мог.
И мироздание вместить смогло Всё, что во мне сверкало, билось, жгло —
И, истиной наполнившись моей, Вдруг загорелось сонмами огней.
И тайное моё открылось вдруг, Собравшись в солнца раскалённый круг.
Как будто кто-то развернул в тиши Священный свиток — тайнопись души.
Его никто не смог бы прочитать, Когда б любовь не сорвала печать. Был запечатан плотью тайный свет, Но тает плоть — и тайн у духа нет. Всё мирозданье — говорящий дух, И книга жизни льётся миру в слух.
А я... я скрыт в тебе, любовь моя. Волною света захлебнулся я.
И если б смерть сейчас пришла за мной, То не нашла б приметы ни одной.
Лишь эта боль, в которой скрыт весь «я», — Мой бич? Награда страшная моя!
Из блеска, из надмирного огня На землю вновь не высылай меня.
Мне это тело сделалось чужим, Я сам желаю разлучиться с ним.
Ты ближе мне, чем плоть моя и кровь, ― Текущий огнь, горящая любовь!
О, как сказать мне, что такое ты, Когда сравненья грубы и пусты!
Рокочут речи, как накат валов, А мне всё время не хватает слов.
О, этот вечно пересохший рот, Которому глотка недостаёт!
Я жажду жажды, хочет страсти страсть, И лишь у смерти есть над смертью власть.
Приди же, смерть! Сотри черты лица! Я — дух, одетый в саван мертвеца.
Я весь исчез, мой затерялся след. Того, что глаз способен видеть, — нет.
Но сердце мне прожгла внезапно весть Из недр: «Несуществующее есть!»
Ты жжёшься, суть извечная моя, ― Вне смерти, в сердцевине бытия,
Была всегда и вечно будешь впредь. Лишь оболочка может умереть.
Любовь жива без губ, без рук, без тел, И дышит дух, хотя бы прах истлел.
Нет, я не жалуюсь на боль мою, Я только боли этой не таю.
И от кого таиться и зачем? Перед врагом я буду вечно нем.
Он не увидит ран моих и слёз, А если б видел, новые принёс.
О, я могу быть твёрдым, как стена, Но здесь, с любимой, твёрдость не нужна.
В страданье был я терпеливей всех, Но лишь в одном терпенье — тяжкий грех:
Да не потерпит дух мой ни на миг Разлуку с тем, чем жив он и велик!
Да ни на миг не разлучится с той, Что жжёт его и лечит красотой.
О, если свой прокладывая путь, Входя в меня, ты разрываешь грудь, ―
Я грудь раскрыл — войди в неё, изволь, — Моим блаженством станет эта боль.
Отняв весь мир, себя мне даришь ты, И я не знаю большей доброты.
Тебе покорный, я принять готов С великой честью всех твоих рабов:
Пускай меня порочит клеветник, Пускай хула отточит свой язык,
Пусть злобной желчи мне подносят яд — Они моё тщеславье поразят,
Мою гордыню тайную гоня, В борьбу со мною вступят за меня.
Я боли рад, я рад такой борьбе, Ведь ты нужней мне, чем я сам себе.
Тебе ж вовек не повредит хула, ― Ты то, что есть, ты та же, что была.
Я вглядываюсь в ясные черты ― И втянут в пламя вечной красоты.
И лучше мне сгореть в её огне, Чем жизнь продлить от жизни в стороне.
Любовь без жертвы, без тоски, без ран? Когда же был покой влюблённым дан?
Покой? О нет! Блаженства вечный сад, Сияя, жжёт, как раскалённый ад.
Что ад, что рай? О, мучай, презирай, Низвергни в тьму, — где ты, там будет рай.
Чем соблазнюсь? Прельщусь ли миром всем? Пустыней станет без тебя эдем.
Мой бог — любовь. Любовь к тебе — мой путь. Как может с сердцем разлучиться грудь?
Куда сверну? Могу ли в ересь впасть, Когда меня ведёт живая страсть?
Когда могла бы вспыхнуть хоть на миг Любовь к другой, я был бы еретик.
Любовь к другой? А не к тебе одной? Да разве б мог я оставаться мной,
Нарушив клятву неземных основ, Ту, что давал, ещё не зная слов,
В преддверье мира, где покровов нет, Где к духу дух течёт и к свету свет?
И вновь клянусь торжественностью уз, Твоим любимым ликом я клянусь,
Заставившим померкнуть лунный лик; Клянусь всем тем, чем этот свет велик, ―
Всем совершенством, стройностью твоей, В котором узел сцепленных лучей,
Собрав весь блеск вселенский, вспыхнул вдруг И победил непобедимость мук:
«Мне ты нужна! И я живу, любя Тебя одну, во всём — одну тебя!
Кумирам чужд, от суеты далёк, С души своей одежды я совлёк
И в первозданной ясности встаю, Тебе открывши наготу мою.
Чей взгляд смутит меня и устыдит? Перед тобой излишен всякий стыд.
Ты смотришь вглубь, ты видишь сквозь покров Любых обрядов, и имён, и слов.
И даже если вся моя родня Начнёт позорить и бранить меня,
Что мне с того? Мне родственны лишь те, Кто благородство видит в наготе.
Мой брат по вере, истинный мой брат Умён безумьем, бедностью богат.
Любовью полн, людей не судит он, В его груди живёт иной закон,
Не выведенный пальцами писца, А жаром страсти вписанный в сердца.
Святой закон, перед лицом твоим Да буду я вовек непогрешим.
И пусть меня отторгнет целый свет! ― Его сужденье — суета сует.
Тебе открыт, тебя лишь слышу я, И только ты — строжайший мой судья».
И вот в молчанье стали вдруг слышны Слова из сокровенной глубины.
И сердце мне пронзили боль и дрожь, Когда, как гром, раздался голос: «Ложь!
Ты лжёшь. Твоя открытость неполна. В тебе живу ещё не я одна.
Ты отдал мне себя? Но не всего, И себялюбье в сердце не мертво.
Вся тяжесть ран и бездна мук твоих — Такая малость, хоть и много их.
Ты сотни жертв принёс передо мной, Ну, а с меня довольно и одной.
О, если бы с моей твоя судьба Слились — кясра и точка в букве «ба»!
О, если б, спутав все свои пути, Ты б затерялся, чтоб меня найти,
Навек и вмиг простясь со всей тщетой, Вся сложность стала б ясной простотой,
И ты б не бился шумно о порог, А прямо в дом войти бы тихо смог.
Но ты не входишь, ты стоишь вовне, Не поселился, не живёшь во мне.
И мне в себя войти ты не даёшь, И потому все эти клятвы — ложь.
Как страстен ты, как велеречив, Но ты ― всё ты. Ты есть ещё, ты жив.
Коль ты правдив, коль хочешь, чтоб внутри Я ожила взамен тебя, — умри!»
И я, склонясь, тогда ответил ей: «Нет, я не лжец, молю тебя — убей!»
Убей меня и верь моей мольбе: Я жажду смерти, чтоб ожить в тебе.
Я знаю, как целительна тоска, Блаженна рана и как смерть сладка,
Та смерть, что, грань меж нами разрубя, Разрушит «я», чтоб влить меня в тебя.
(Разрушит грань — отдельность двух сердец, Смерть — это выход в жизнь, а не конец,
Бояться смерти? Нет, мне жизнь страшна, Когда разлуку нашу длит она,
Когда не хочет слить двоих в одно, В один сосуд — единое вино.)
Так помоги мне умереть, о, дай Войти в бескрайность, перейдя за край, ―
Туда, где действует иной закон, Где побеждает тот, кто побеждён.
Где мёртвый жив, а длящий жизнь — мертвец, Где лишь начало то, что здесь конец,
И где царит над миром только тот, Кто ежечасно царство раздаёт.
И перед славой этого царя Тускнеет солнце, месяц и заря.
Но эта слава всходит в глубине, Внутри души, и не видна вовне.
Её свеченье видит внешний взор, Как нищету, бесчестье и позор.
Я лишь насмешки слышу от людей, Когда пою им о любви своей.
«Где? Кто? Не притчей, прямо говори!» ― Твердят они. Скажу ль, что ты внутри,
Что ты живёшь в родящей солнце тьме, ― Они кричат: «Он не в своём уме!»
И брань растёт, летит со всех сторон... Что ж, я умом безумца наделён:
Разбитый — цел, испепелённый — твёрд, Лечусь болезнью, униженьем горд.
*** Не ум, а сердце любит, и ему Понятно непонятное уму.
А сердце немо. Дышит глубина, Неизреченной мудрости полна.
И в тайне тайн, в глубинной той ночи Я слышал приказание: «Молчи!»
Пускай о том, что там, в груди живёт, Не знают рёбра и не знает рот.
Пускай не смеет и не сможет речь В словесность бессловесное облечь.
Солги глазам и ясность спрячь в туман — Живую правду сохранит обман.
Прямые речи обратятся в ложь, И только притчей тайну сбережёшь.
И тем, кто просит точных, ясных слов, Я лишь молчанье предложить готов.
Я сам, любовь в молчанье углубя, Храню её от самого себя,
От глаз и мыслей и от рук своих, ― Да не присвоят то, что больше их:
Глаза воспримут образ, имя — слух, Но только дух обнимет цельный дух!
И если имя знает мой язык, ― А он хранить молчанье не привык, ―
Он прокричит, что имя — это ты, И ты уйдёшь в глубины немоты.
И я с тобой. Покуда дух — живой, Он пленный дух. Не ты моя, я — твой.
Моё стремление тобой владеть Подобно жажде птицу запереть.
Мои желанья — это западня. Не я тебя, а ты возьми меня
В свою безмерность, в глубину и высь, Где ты и я в единое слились,
Где уши видят и внимает глаз... О, растворения высокий час.
Простор бессмертья, целостная гладь — То, что нельзя отдать и потерять.
Смерть захлебнулась валом бытия, И вновь из смерти возрождаюсь я.
*** Но я иной. И я, и ты, и он — Всё — я. Я сам в себе не заключён.
Я отдал всё. Моих владений нет, Но я — весь этот целокупный свет.
Разрушил дом и выскользнул из стен, Чтоб получить вселенную взамен.
В моей груди, внутри меня живёт Вся глубина и весь небесный свод.
Я буду, есмь, я был ещё тогда, Когда звездою не была звезда.
Горел во тьме, в огне являлся вам, И вслед за мною всех вас вёл имам.
Где я ступал, там воздвигался храм, И кибла киблы находилась там.
И повеленья, данные векам, Я сам расслышал и писал их сам.
И та, кому в священной тишине Молился я, сама молилась мне.
О, наконец-то мне постичь дано: Вещающий и слышащий — одно!
Перед тобой склонялся я в мольбе, Прислушивался молча сам к себе.
Я сам молил, как дух глухонемой, Чтоб в мой же слух проник же голос мой;
Чтоб засверкавший глаз мой увидал Своё сверканье в глубине зеркал.
Да упадёт завеса с глаз моих! Пусть будет плоть прозрачна, голос тих,
Чтоб вечное расслышать и взглянуть В саму неисчезаюшую суть,
Священную основу всех сердец, Где я — творение и я — творец.
Аз есмь любовь. Безгласен, слеп и глух Без образа — творящий образ дух.
От века сущий, он творит, любя, Глаза и уши, чтоб познать себя.
Я слышу голос, вижу блеск зари И рвусь к любимой, но она внутри.
И, внутрь войдя, в исток спускаюсь вновь, Весь претворясь в безликую любовь.
В одну любовь. Я всё. Я отдаю Свою отдельность, скорлупу свою.
И вот уже ни рук, ни уст, ни глаз — Нет ничего, что восхищало вас.
Я стал сквозным — да светится она Сквозь мой покров, живая глубина!
Чтоб ей служить, жить для неё одной, Я отдал всё, что было только мной:
Нет «моего». Растаяло, как дым, Всё, что назвал я некогда моим.
И тяжесть жертвы мне легка была: Дух — не подобье вьючного осла.
Я нищ и наг, но если нищета Собой гордится — это вновь тщета.
Отдай, не помня, что ты отдаёшь, Забудь себя, иначе подвиг — ложь.
Признанием насытясь дополна, Увидишь, что мелеет глубина,
И вдруг поймёшь среди пустых похвал, Что, всё обретши, душу потерял.
Будь сам наградой высшею своей, Не требуя награды от людей.
Мудрец молчит. Таинственно нема, Душа расскажет о себе сама,
А шумных слов пестреющий черёд Тебя от тихой глуби оторвёт,
И станет чужд тебе творящий дух. Да обратится слушающий в слух,
А зрящий — в зренье! Поглощая свет, Расплавься в нём! — Взирающего нет.
С издельем, мастер, будь неразделим, Сказавший слово — словом стань самим.
И любящий пусть будет обращён В то, чем он полн, чего так жаждет он.
*** О, нелегко далось единство мне! Душа металась и жила в огне.
Как много дней, как много лет подряд Тянулся этот тягостный разлад,
Разлад с душою собственной моей: Я беспрестанно прекословил ей,
И, будто бы стеной окружена, Была сурова и нема она.
В изнеможенье, выбившись из сил, О снисхожденье я её просил.
Но если б снизошла она к мольбам, О том бы первым пожалел я сам.
Она хотела, чтобы я без слёз, Без тяжких жалоб бремя духа нёс.
И возлагала на меня она (Нет, я — я сам) любые бремена.
И наконец я смысл беды постиг И полюбил её ужасный лик.
Тогда сверкнули мне из темноты Моей души чистейшие черты.
О, до сих пор, борясь с собой самим, Я лишь любил, но нынче я любим!
Моя любовь, мой бог — душа моя. С самим собой соединился я.
О, стройность торжествующих глубин, Где мир закончен, ясен и един!
Я закрывал глаза, чтобы предмет Не мог закрыть собой глубинный свет.
Но вот я снова зряч и вижу сквозь Любой предмет невидимую ось.
Мои глаза мне вновь возвращены, Чтоб видеть в явном тайну глубины
И в каждой зримой вещи различить Незримую связующую нить.
Везде, сквозь всё — единая струя. Она во мне. И вот она есть я.
Когда я слышу душ глубинный зов, Летящий к ней, я отвечать готов.
Когда ж моим внимаете словам, Не я — она сама глаголет вам.
Она бесплотна. Я ей плоть мою, Как дар, в её владенье отдаю.
Она — в сей плоти поселённый дух. Мы суть одно, сращённое из двух.
И как больной, что духом одержим, Не сам владеет существом своим, ―
Так мой язык вещает, как во сне, Слова, принадлежащие не мне.
Я сам — не я, затем что я, любя, Навеки ей препоручил себя.
О, если ум ваш к разуменью глух, И непонятно вам единство двух,
И думам вашим не было дано В бессчётности почувствовать одно,
То, скольким вы ни кланялись богам, Одни кумиры предстояли вам.
Ваш бог един? Но не внутри — вовне, ― Не в вас, а рядом с вами, в стороне.
О, ад разлуки, раскалённый ад, В котором все заблудшие горят!
Бог всюду и нигде. Ведь если он Какой-нибудь границей отделён, ―
Он не всецел ещё и не проник Вовнутрь тебя, — о, бог твой невелик!
Бог — воздух твой, вдохни его — и ты Достигнешь беспредельной высоты.
Когда-то я раздваивался сам: То, уносясь в восторге к небесам,
Себя терял я, небом опьянясь, То, вновь с землёю ощущая связь,
Я падал с неба, как орёл без крыл, И, высь утратив, прах свой находил.
И думал я, что только тот, кто пьян, Провидит смысл сквозь пламя и туман
И к высшему возносит лишь экстаз, В котором тонет разум, слух и глаз.
Но вот я трезв и не хочу опять Себя в безмерной выси потерять,
Давно поняв, что цель и смысл пути — В самом себе безмерное найти.
Так откажись от внешнего, умри Для суеты и оживи внутри.
Уняв смятенье, сам в себе открой Незамутнённый внутренний покой.
И в роднике извечной чистоты С самим собой соединишься ты.
И будет взгляд твой углублённо тих, Когда поймёшь, что в мире нет чужих,
И те, кто силы тратили в борьбе, Слились в одно и все живут в тебе.
Так не стремись определить, замкнуть Всецелость в клетку, в проявленье — суть.
В бессчётных формах мира разлита Единая живая красота, ―
То в том, то в этом, но всегда одна, — Сто тысяч лиц, но все они — она.
Она мелькнула ланью среди трав, Маджнуну нежной Лейлою представ;
Пленила Кайса и свела с ума Совсем не Лубна, а она сама.
Любой влюблённый слышал тайный зов И рвался к ней, закутанной в покров.
Но лишь покров, лишь образ видел он И думал сам, что в образ был влюблён.
Она приходит, спрятавшись в предмет, Одевшись в звуки, линии и цвет,
Пленяя очи, грезится сердцам, И Еву зрит разбуженный Адам.
И всей душой, всем телом к ней влеком, Познав её, становится отцом.
С начала мира это было так, До той поры, пока лукавый враг
Не разлучил смутившихся людей С душой, с любимой, с сущностью своей.
И ненависть с далёких этих пор Ведёт с любовью бесконечных спор.
И в каждый век отыскивает вновь Живую вечность вечная любовь.
В Бусейне, Лейле, в Аззе он возник, ― В десятках лиц её единый лик.
И все её любившие суть я, В жар всех сердец влилась душа моя.
Кусаййир, Кайс, Джамиль или Маджнун — Один напев из всех звучащих струн.
Хотя давно окончились их дни, Я в вечности был прежде, чем они.
И каждый облик, стан, лица овал За множеством единое скрывал.
И, красоту единую любя, Её вбирал я страстно внутрь себя.
И там, внутри, как в зеркале немом, Я узнавал её в себе самом.
В той глубине, где разделений нет, Весь сонм огней слился в единый свет.
И вот, лицо поднявши к небесам, Увидел я, что и они — я сам.
И дух постиг, освободясь от мук, Что никого нет «рядом» и «вокруг»,
Нет никого «вдали» и в «вышине», ― Все дали — я, и всё живёт во мне.
«Она есть я», но если мысль моя Решит, паря: она есть только я,
Я в тот же миг низвергнусь с облаков И разобьюсь на тысячи кусков.
Душа не плоть, хоть дышит во плоти И может плоть в высоты увести.
В любую плоть переселяться мог, Но не был плотью всеобъявший бог.
Так, к нашему Пророку Гавриил, Принявши облик Дихья, приходил.
По плоти муж, такой, как я и ты, Но духом житель райской высоты.
И ангела всезнающий Пророк В сём человеке ясно видеть мог.
Но значит ли, что вождь духовных сил, Незримый ангел, человеком был?
Я человек лишь, и никто иной, Но горний дух соединён со мной.
О, если б вы имели благодать В моей простой плоти его узнать,
Не ждя наград и не страшась огня, Идти за мной и полюбить меня!
Я — ваше знанье, ваш надёжный щит, Я отдан вам и каждому открыт.
Во тьме мирской я свет бессонный ваш. Зачем прельщает вас пустой мираж,
Когда ключом обильным вечно бьёт Живой источник всех моих щедрот?!
Мой юный друг, шаги твои легки! На берегу остались старики,
А море духа ждёт, чтобы сумел Хоть кто-нибудь переступить предел.
Не застывай в почтении ко мне ― Иди за мною прямо по волне,
За мной одним, за тем, кто вал морской Берёт в узду спокойною рукой
И, трезвый, укрощает океан, Которым мир воспламенённый пьян.
Я не вожатый твой, я путь и дверь. Войди в мой дух и внешнему не верь!
Тебя обманет чей-то перст и знак, И внешний блеск введёт в душевный мрак.
Где я, там свет. Я жив в любви самой. Любой влюблённый — друг вернейший мой,
Мой храбрый воин и моя рука, И у Любви бесчисленны войска.
*** Но у Любви нет цели. Не убей Свою Любовь, прицел наметив ей.
Она сама — вся цель своя и суть, К себе самой вовнутрь ведущий путь.
А если нет, то в тот желанный миг, Когда ты цели наконец достиг,
Любовь уйдёт внезапно, как порыв, Слияние в разлуку превратив.
Будь счастлив тем, что ты живёшь, любя. Любовь высоко вознесла тебя.
Ты стал главою всех существ живых Лишь потому, что сердце любит их.
Для любящих — племён и званий нет. Влюблённый ближе к небу, чем аскет
И чем мудрец, что знаньем нагружён Хранит ревниво груз былых времён.
Сними с него его бесценный хлам, И он немного будет весить сам.
Ты не ему наследуешь. Ты сын Того, кто знанье черпал из глубин
И в тайники ума не прятал кладь, А всех сзывал, чтобы её раздать.
О, страстный дух! Все очи, все огни В своей груди одной соедини!
И, шествуя по Млечному пути, Полой одежд горящих мрак смети!
*** Весь мир в тебе, и ты, как мир, един. Со всеми будь, но избегай общин.
Их основал когда-то дух, но вот Толпа рабов, отгородясь, бредёт
За буквой следом, накрепко забыв Про зов свободы и любви порыв.
Им не свобода — цепи им нужны. Они свободой порабощены. И, на колени пав, стремятся в плен К тому, кто всех зовёт восстать с колен.
Знакомы им лишь внешние пути, А дух велит вовнутрь себя войти
И в глубине увидеть наконец В едином сердце тысячи сердец.
Вот твой предел, твоих стремлений край, Твоей души сияющий Синай.
Но здесь замри. Останови полёт, Иначе пламя грудь твою прожжёт.
И, равновесье обретя, вернись К вещам и дням, вдохнув в них ширь и высь.
*** О, твердь души! Нерасторжимость уз! Здесь в смертном теле с вечностью союз
И просветлённость трезвого ума, Перед которым расступилась тьма!
Я только сын Адама, я не бог, Но я достичь своей вершины смог
И сквозь земные вещи заглянуть В нетленный блеск, божественную суть.
Она одна на всех, и, верен ей, Я поселился в центре всех вещей.
Мой дух — всеобщий дух, и красота Моей души в любую вещь влита.
О, не зовите мудрецом меня, Пустейший звук бессмысленно бубня.
Возьмите ваши звания назад, ― Они одну лишь ненависть плодят.
Я то, что есть. Я всем глазам открыт, Но только сердце свет мой разглядит.
Ум груб, неповоротливы слова Для тонкой сути, блещущей едва.
Мне нет названий, очертаний нет. Я вне всего, я — дух, а не предмет.
И лишь иносказания одни Введут глаза в незримость, в вечность — дни,
Нигде и всюду мой незримый храм, Я отдаю приказы всем вещам.
И слов моих благоуханный строй Дохнёт на землю вечной красотой.
И подчинясь чреде ночей и утр, Законам дней, сзываю всех вовнутрь,
Чтоб ощутить незыблемость основ Под зыбью дней и под тщетою слов.
Я в сердцевине мира утверждён. Я сам своя опора и закон.
И, перед всеми преклонясь в мольбе, Пою хвалы и гимны сам себе.
**************************************
Суфизм возник в 8 веке как мистико-аскетическое направление внутри ислама в восточных областях халифата, а позднее, в своих крайних формах перерос рамки мусульманской ортодоксии и с тал самиомтоятельной теософской системой. Для суфизма характерно сочетание метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога.
Первые суфии были правоверными монахами-аскетами. Позднее, под воздействием христианского мистицизма и философии неоплатоников (в частности Плотина) и гностиков возникло совершенно самостоятельное учение.
Колоссальное влияние суфизм оказал на восточную поэзию, большую часть которой нужно уметь читать между строк, понимая символы - напр. знаменитая так называемая "любовная" лирика или "винная" (как у Омара Хайяма).
Нередко восточные поэтические произведения, сказки (некоторые сказки 1001 ночи) и притчи (напр. о Ходже Насреддине) являются учебными суфийскими текстами.
Говоря о философии суфиев, необходимо отметить, что их первоначальные учения не вникали в метафизические, или философские тонкости, а удовлетворялись признанием единства Реальности, ее вездесущности и постоянства. Кроме всеобъемлемости и единства Бога ими сознавалась возможность единения с Ним через любовь и благочестие. Остальные детали доктрины развивались по мере того, как секта росла и возрастали философские запросы.
Выраженное вкратце учение утверждало, что Бог есть высшее Благо; что Он Источник всех вещей; что Он существует сам собой и никем не создан. Вселенная создана путем отражения или эманации божественного Бытия, почему Бог присутствует во всей природе и проникает ее всю. Материя лишь явление, временное и изменчивое, нечто вроде призрачного экрана, на котором Бог проявил свою вселенную. Душа может подняться к своему источнику и, в конце концов, погрузиться в него путем экстаза, созерцания и размышления о Всеблагом. Возвращаясь к Источнику, ко Всеблагому, душа должна подвергнуться многим воплощениям, поднимаясь все выше и выше. В этом заключалась сущность учений, а сущность этой сущности сводилась к тому, что Бог обитает в человеке, – что во внутренней природе человека заключается божественная искра и что внутреннее божество, или дух, представляет собою истинное "Я" человека.
Для суфиев музыка, пение и танцы могут являються путями постижение Бога.
Фрагмент поэмы Омара ибн аль-Фарида «Большая таыйя» (перевод с арабского Зинаиды Миркиной).
Источник: http://forum.merlin.com.ua |